Методика подготовки Андрея Тихонова  


Итак...
Андрей Тихонов является одной из действующих легенд российского футбола. Это очень техничный, тонкий и умный игрок, обладающий еще и отменной работоспособностью и, что немаловажно, обладает лидерскими качествами.
Большую часть своей замечательной карьеры Андрей провел в московском «Спартаке», где и завоевал огромную популярность и всенародную любовь. В те времена, когда Тихонов выступал за красно-белых, столичный клуб был неизменным лидером российского футбола и показывал блестящую игру. Тот «Спартак» и его тренер Олег Романцев придерживались атакующего принципа построения схемы команды. Футбол «Спартака» строился на комбинационной основе, с тотальным контролем мяча, с использованием коротких и средних передач, с различными «забеганиями», «стеночками», «скрещиваниями». Все это не могло ни отобразиться на системе подготовке футболистов московской команды, среди которых заметную роль играл и капитан Андрей Тихонов.
У Тихонова было много тренеров. Он играл и в различных дивизионах России, и в Израиле, и за сборную станы. В каждой команде у него были различные тренеры со своим видением футбола, однако Андрей имел в своем арсенале любимые способы и методы тренировки, индивидуально помогавшие ему набирать хорошую спортивную форму. Вот основные подготовительные принципы Тихонова, наиболее часто используемые им перед началом игр, турниров или в период межсезонья…
В процессе тренировочных занятий каждая команда разучивает целый набор различных тактических приемов, из которых состоит структура отбора мяча или структура поведения группы футболистов при реализации атакующих действий. Неопределенность заключается в том, что неизвестно, какая группа приемов окажется наиболее целесообразной и будет реализована. Уменьшение степени этой неопределенности зависит от многих факторов, в частности, от преимущества технической подготовленности в обращении с мячом, надежности связи тактических действий между игроками, скорости переработки информации у игроков нашей команды в сравнении с соперником. Эффективность всех этих факторов базируется, в свою очередь, на уровне функциональных возможностей систем, обеспечивающих проявление различных качественных и количественных сторон двигательной координации, скорости перемещения отдельных футболистов, выносливости, памяти, способности предвидения той или иной игровой ситуации и т.п.
Андрей Тихонов не обладал высокими скоростным качествами. Для устранения проблемы ему предлагался целый ряд соответствующих упражнений, распределенный в требуемой последовательности с оптимальной частотой и количеством повторений, продолжительностью, интенсивностью и т.д., учитывая необходимые биохимические и физиологические сдвиги, определяющие проявление скорости. При этом создаваемые условия функционирования систем организма перерабатывают и преобразовывают получаемую информацию. В результате тренирующих воздействий накапливается такой уровень биохимической и физиологической информации, который может обеспечить высокое проявление скоростных возможностей. Однако если при решении этой задачи допустить ошибку по одному или нескольким условиям (количеству повторений, частоте -или структуре упражнений), в организме будет накапливаться информация, которая не сможет обеспечить высокий уровень скорости передвижения спортсмена.
Управляемая система (команда) должна обладать способностью переходить в различные состояния. Практически всегда можно выделить несколько параметров, численное значение которых характеризует состояние команды в каждый момент времени. Это количество выигранных единоборств, перезахватов и отборов мяча, нацеленных передач, созданных и реализованных голевых ситуаций, ударов по воротам, созданных целесообразных позиций для продолжения реализации тактических действий и т.д. Практически вся подготовка Андрея Тихонова строилась на развитии этих общепринято значимых параметров футбольных действий.
Во все время своей футбольной карьеры Тихонов любил упражнения технико-тактического характера. Различные упражнения в двойках, в четверках, «квадраты», отработка зональной атаки. Применение всевозможных методик тренировки помогло Тихонову достичь универсализма. Чаще всего выполняя на поле функции номинального левого полузащитника, Тихонов, благодаря отработке технико-тактических навыков, мог свободно перестраиваться и менять амплуа. Например в двух своих последних командах – в «Крыльях Советов» и в «Химках» - Андрей играл роль плеймейкера. Оказываясь в зоне центрального полузащитника, Тихонов без проблем руководил атакующей игрой своих партнеров.
Соотношение уровней разных сторон функциональных возможностей организма определяет уровень специальной работоспособности футболиста, является одним из решающих факторов в реализации технической, тактической и стратегической структур ведения игры. Обеспечение высокого уровня специальной работоспособности Тихонова и эффективного решения им необходимых тактико-технических и стратегических задач достигается многократным повторением моделей тренировочных занятий с определенными алгоритмами и различными задачами.
В тренировочном процессе Андрея тренеры старались и разнообразней моделировать самые различные игровые ситуации, поскольку именно расширение и увеличение количества моделей игровых действий повышает уровень и эффективность работоспособности и мышления игроков. В результате футболистам на основе создающегося алгоритма применения многомерных моделей удается подняться на самый высокий уровень моделирования — импровизацию.
Андрей всегда стремился совершенствоваться во всех основных элементах тактического мастерства, к которым относятся: уровень техники владения мячом, индивидуальных и коллективных действий с мячом и без него, координация движений, мотивация, принципы организации тактических действий; уровень общих знаний по всему содержанию игры; объем и скорость игрового мышления; скорость передвижения отдельных игроков и команды в целом; длительность поддержания скоростных перемещений для реализации всех элементов, составляющих тактику, в зависимости от поведения соперника (с учетом его слабых и сильных сторон); способность к оперативному принятию решения и др.
Для решения задачи повышения мастерства Тихонов в составе своих команд на тренировке прибегал к следующим основным, элементам структурны игры:

1. Групповые и индивидуальные позиционные, диагональные перестройки при оборонительных действиях.
Условия задачи: игра в четверо ворот (двое ворот больших и двое малых), п х п игроков. Пространство между воротами разделено центральной линией поля. Команды располагаются по диагонали больших ворот. Ввод мяча осуществляется только на половине поля соперника после предложения одного из "своих" футболистов. Команде, владеющей мячом, разрешается завершать атакующие действия после перехода в "чужую" зону всех партнеров. Отбор мяча разрешается при условии перехода обороняющей команды в зону владения мячом.
2. Коалиционные перемещения при создании глубины оборонительных действий.
Условия задачи: игра в двое ворот п х п футболистов. После завершения атаки или ее срыва команда отходит на "свою" половину поля и перекрывает заранее известные зоны игрового пространства.
3. Коллективные действия при отборе мяча:
а) прессинг;
б) встречный отбор;
в) искусственное создание положения "вне игры";
г) комбинированные действия.
Условия задачи:
а) комбинированные действия при п п игроков в двое ворот.
При срыве атаки команды 1 три игрока мешают развитию атаки команды 11, остальные игроки возвращаются на свою половину поля. При переходе соперника (команда 11) в "чужую" зону поля вернувшиеся игроки вступают в борьбу за отбор мяча
б) игра в двое ворот п х п игроков. После срыва атаки команда, потерявшая мяч, располагается на половине поля соперника и атакует не менее чем двумя игроками футболиста, владеющего мячом. Одновременно с этим закрываются ближайшие соперники.
4. Создание численного преимущества на участке поля при потере мяча.
Условия задачи:
а) то же, что и в задаче 3, но с выходом защитников в зону, позволяющую оставить за "спиной" игроков передней линии соперника, с целью создания искусственного положения вне игры,
б) игра в "квадрате" п х п на одной половине поля с коллективным отбором мяча по сигналу.
5. Целевое использование " свободного" игрока при оборонительных действиях.
Условия задачи: игра п х п футболистов в одни ворота ( каждый против каждого) со "свободным" игроком. Начало атаки от тренера:
а) подстраховка игроков при отборе мяча, создание численного преимущества
б) организация контратаки через "свободного" игрока с выводом мяча за центральную линию.
6. Индивидуальные и коллективные перемещения с целью занятия выгодных позиций для выполнения игровых действий на опережение при отборе мяча.
Условия задачи: игра п х п на одной половине поля ( каждый против каждого) в двое больших ворот и одни малые. Опережение соперника при отборе мяча различными техническими приемами.
7. Переход к обороне после срыва атакующих действий в зависимости от наличия игрового пространства или его отсутствия.
Условия задачи:
а) игра защиты против нападения п х п игроков в одни ворота на 1/2 поля. Мяч вводится в игру вратарем по сигналу тренера. Команда, отбирающая мяч, закрывает ближайших соперников и не менее чем двумя футболистами пытается отобрать мяч. После отбора организует атакующие действия с использованием фланговых продолжений, ударов по воротам со средних и дальних дистанций, стенок, нацеленных передач и т.д.;
б) игра п х п с тремя зонами. После срыва атаки двое-трое футболистов передней линии вступают в борьбу за мяч, мешая развитию контратаки. Остальные футболисты быстро возвращаются на свою половину поля, перекрывая зоны развития контратаки;
в) использование "встречного отбора" на своей половине поля; г) комбинирование вариантов "а" и "б"
8. Маневр с целью выигрыша времени для занятия выгодных позиций при переходе от оборонительных действий к атакующим.
Условия задачи: игра п х п в двое ворот с тремя зонами. Маневры после отбора мяча с занятием свободных зон за счет подключения в двойках, тройках и четверках через центральную зону. После завершения или срыва атаки — взаимозаменяемость.
9. "Предложения" в атакующих действиях при отсутствии оперативного пространства.
Условия задачи: игра в двое ворот п х п футболистов. После отбора мяча, как в задачах 2 и 3, коллективный маневр с использованием ширины поля, созданием численного преимущества на отдельных участках, фланговыми нацеленными передачами, игрой в опережение, ударами со средних, и дальних позиций.
10. Групповые и индивидуальные перемещения в атакующих действиях при наличии оперативного пространства.
Условия задачи: игра в двое ворот 3 х 3 + 3 х х 3 +3 х 3 с тремя зонами. Мяч вводится в первую зону, затем во вторую. При переводе игры в третью зону три футболиста из первой зоны переходят в третью. После завершения или срыва атаки производится взаимозаменяемость игроков. При выполнении . подключений игроков из глубины возможно использование "преследования" их обороняющимися футболистами первой зоны.
11. Целевые перемещения для создания численного преимущества в зонах атакующих действий.
Условия задачи: игра в двое ворот со средней зоной, 3x2, 2x2, 2x3 игроков. Перевод мяча из первой зоны во вторую с созданием численного преимущества в средней зоне за счет подключения одного из игроков первой зоны. При переводе мяча в третью зону подключаются два игрока средней зоны. При завершении или срыве атаки производится взаимозаменяемость в "парах".
12. Коллективный контроль мяча в сочетании с согласованным маневром футболистов.
Условия задачи: игра в "квадрате" п х п игроков в одно касание ( 5 х 5, 6 х 6) с двумя нейтральными и выполнением определенных задач.
1) Нейтральный с нейтральным не играет.
2) Исключена "обратная" передача. „
3) Мяч не стоит на месте.
4) После передачи мяча "предложение" (в адрес) игрока в направлении передачи.
13. Целенаправленное расширение зон действия с задачей взаимозаменяемости в коллективных атакующих или оборонительных действиях.
Условия задачи: игра в двое ворот п х п + п х п игроков с подключением по флангу одного из футболистов обороны с обязательным соблюдением ширины поля, фланговым продолжением, созданием численного преимущества на фланге, нацеленной передачей и игрой в опережение при завершении атаки. ''


Ccылки на другие страницы
Главная
Про меня!
Фотоальбом
Гостевая
Биография


 
Хостинг от uCoz